?

Log in

No account? Create an account
Третьего не дано…
Из двух противоположных утверждений, одно – истина, второе – ложь, а третьего не дано
Подвиг парохода "Ижора" 
3rd-Feb-2015 11:32 pm
2
7 марта 1942 года в Норвежском море немецкими эсминцами был потоплен входивший в состав союзного конвоя QP-8 пароход «Ижора».


Пароход «Ижора» был построен еще в 1921 году в Великобритании, в Бристоле, знаменитой фирмой "Ллойд". Изначально он назывался «Моунтпарком». Это было однопалубное 2-х мачтовое судно, менее ста метров в длину и водоизмещением около 3000 тонн. Купленный Россией в 1934 году, пароход получил не только новое подданство, но и новое название. К началу войны «Ижора» была сильно потрепанным, доживавшим свое судном с изношенными двигателями.

Что же случилось в Норвежском море 7 марта 1942 года?
1 марта 1942 года одновременно из Рейкьявика и Мурманска вышли полярные конвои PQ-12 и QP-8. В составе последнего с грузом пиломатериалов шел и лесовоз «Ижора». Старое тихоходное судно с трудом сохраняло свое место в строю и скоро, из-за усиления ветра и неисправности двигателя, стало отставать. По суровым законам войны ждать «Ижору» не стали, и через некоторое время пароходик остался один.

6 марта 1942 года началась операция военно-морских сил Германии под кодовым названием «Шпортпалас» («Дворец спорта») против союзных караванов судов, направлявшихся в Советский Союз. В море вышла эскадра, состоявшая из трех миноносцев во главе с флагманом - линкором «Тирпиц». Им предстояло разгромить конвой PQ-12, следовавший из Исландии в Мурманск.

Не обнаружив конвой, «Тирпиц» взял обратный курс, и 7 марта наткнулся на «Ижору».

Об обнаружении «Ижоры» по-военному сухо рассказывает вахтенный журнал немецкого эсминца «Фридрих Ин», сопровождавшего линкор «Тирпиц»:
«16.45 Великолепная видимость. По курсу 10 градусов эсминец «Ин» обнаружил сильный дымный след. Это сразу же подтвердили эсминцы «Шеманн» и «Z-25». Полным ходом эсминцы идут в этом направлении. Скоро становится видна труба и две мачты парохода, следующего курсом на запад».
«17.20 Пароход сообщает свои опознавательные данные: «Лесовоз «Ижора», порт приписки Ленинград. Водоизмещение 2815 тонн, идут с грузом».
«17.25 Пароходу приказано застопорить ход и запрещено использовать радиосвязь. Перед его носом производится предупредительный выстрел снарядом калибра 37 мм. Пароход прекращает движение. У его кормового орудия замечены люди. Орудие направлено в нашу сторону. Пароход дает радиограмму "RR" с указанием своего точного местоположения...». Таким образом капитан «Ижоры» Василий Ильич Белов успел предупредить по радио о пиратском нападении кораблей противника.

Неравный бой продолжался недолго. Немецкая эскадра обрушила на суденышко, вооруженное пулеметами и крошечной пушкой, настоящий шквал огня. Эсминцы из сопровождения «Тирпица», как коршуны, набросились на беззащитный лесовоз. Подсчитано: по советскому судну было произведено 11 выстрелов орудиями 150 миллиметров, 43 выстрела орудиями 127 миллиметров и 82 выстрела орудиями 37 миллиметров. С лесовоза успели произвести несколько выстрелов, не причинивших, однако, врагу никакого вреда.
Линкор «Тирпиц» в бойне не участвовал, его командир Карл Топп воскликнул: «Тирпиц» золотом не стреляет!». Его беспокоили радиограмма с советского парохода, отправленная накануне гибели, а также огромные клубы дыма и пара, поднимавшиеся к небосводу, которые выдавали местонахождение эскадры.
На «Ижоре» полыхал пожар, но, груженная лесом, она упорно не хотела тонуть.
Тогда командующий эскадрой адмирал Силиакс объявил торпедную атаку. Но и выпущенные две торпеды не смогли потопить пароход, хотя он к тому времени превратился в решето. Последним аккордом безжалостного избиения стали две глубинные бомбы, сброшенные немецким эсминцем под борт «Ижоры». В 18 часов 13 минут «Ижора» пошла ко дну.


Подвиг «Ижоры», погибшей, но не сдавшейся врагу, не был напрасным. Ее радиосигнал был принят английским легким крейсером «Кения», сопровождавшим конвой PQ-12, что помогло конвою избежать встречи с линкором «Тирпиц» и спасло его от разгрома. Уцелел и конвой QP-8. Кроме того, сигнал «Ижоры» был также принят на британской эскадре адмирала Д. Тови, которая охотилась за «Тирпицем».

Подвиг «Ижоры» описал в романе «Реквием каравану РQ-17» Валентин Пикуль:
«Фриц Ин» (немецкий эсминец), описав циркуляцию, вдруг поднял сигнал, чтобы все перед ним расступились и не мешали. На полной скорости, выбрасывая из труб пламя и копоть, он пошел прямо на «Ижору». Сближение росло стремительно: «Фриц Ин» целился курсом так, чтобы пройти впритирку с бортом русского лесовоза. Рискованный маневр, но он удался противнику... Когда борта кораблей поравнялись, с эсминца сбросили за корму серию глубинных бомб, поставленных на кратчайшую дистанцию взрыва. Эти бомбы, едва коснувшись воды, сработали. Мощные взрывы, убивающие подлодки насмерть, ударили «Ижору» под самое ее днище, почти выталкивая корабль из моря, и только тогда лесовоз затонул.
Помните, люди, эту «Ижору»!»

http://murmansk.kp.ru/daily/26043.4/2956739/
http://www.b-port.com/smi/2/1826/34805.html
http://clubvi.ru/news/2012/08/04/lebedev2/
Comments 
18th-Jul-2016 12:30 am (UTC)
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal сибирского региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
This page was loaded Nov 15th 2018, 8:43 am GMT.